Тема «Дети на войне» должна быть постоянной в системе школьного литературного образования. К каким произведениям следует обращаться для её раскрытия? Давняя повесть Валентина Катаева «Сын полка» переполнена реалиями военного времени. История военного сиротства для той поры была не просто злободневна, она была всенародной драмой. К сожалению, контекст нашей сегодняшней жизни не стал менее жёстким, а детская бесприютность, обездоленность не канула в невозвратное прошлое. Вот потому очень важно познакомить с повестью «Сын полка» для серьёзного, важного разговора одиннадцати – двенадцатилетних детей.
Так, на днях учащиеся 5-б класса средней школы им. И.А.Кабалина на уроке внеклассного чтения обсудили повесть В.П.Катаева «Сын полка». Начали с викторины, показав, что неплохо знают содержание книги. Потом ребята говорили о том, что в этом произведении Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство — это начало жизни, радость, а война — это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл. С большим интересом выслушали дети сообщение о том, как Валентин Катаев рассказывал давно на одной из встреч со школьниками: «Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея». А ведь многие из нынешних пятиклассников тоже поверили, что Ваня Солнцев был на самом деле, что это не выдуманный литературный герой – так он им понравился и запомнился своей сообразительностью, обаянием, твердым характером!
На этом уроке пятиклассники вспомнили ещё о стихах А.Твардовского «Рассказ танкиста» и К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете», которые они читали совсем недавно, потому что герои этих стихотворений тоже дети войны, преодолевавшие все тяготы и опасности, помогая приблизить Великую Победу.