Литература учит, формирует душу, заставляет с большим интересом и вниманием присматриваться во всё разнообразие мира. Уроки литературы – это уроки, где зреет жизненная философия учащихся. Исходя из этих позиций, учителя средней школы №11 им.И.А.Кабалина Н.В.Максимова и Н.Г.Николаева решили провести совместный урок литератур, русской и чувашской. На обсуждение была вынесена вечная тема – любовь, крушение жизненных установок, надежд человека в творчестве русского поэта А.Блока и чувашского прозаика-новеллиста В.Игнатьева.
Под прекрасную музыку Чайковского из балета «Лебединое озеро» ребята входили в данную тему, рассуждали об эпиграфе к уроку, о том, что предстоит им узнать и сопоставить.
А.Блок – в ранней лирике певец любви, красивый, серьезный, сосредоточенный на прекрасном чувстве, на его предчувствии, и раненый, опустошенный, уставший и какой-то потерянный и одинокий в более позднем периоде творчества. Прозвучали стихи в исполнении учащихся «Предчувствую Тебя…», «Незнакомка», «О подвигах, о доблестях, о славе…», «В ресторане», в которых изображается эволюция любовной лирики в творчестве этого удивительного поэта, чьи стихи, как признали одиннадцатиклассники, так чувственны, притягательны, таинственны и еще так созвучны их умонастроениям.
Ведя разговор о новелле В.Игнатьева «Танец маленьких лебедей», ребята окунулись в мир прекрасных чувств, вспыхнувших у героев произведения. Увидели робкие шаги зарождающегося истинного чувства, которое должно было изменить и самого героя, и его дальнейшие жизненные установки, и судьбу. Ребята пришли к выводу, что именно благодаря ему, главный герой смог прийти к переосмыслению своей жизни и повести ее по другому руслу.
Пришлось ребятам подумать и о том, есть ли любовь с первого взгляда, как прочитанные на уроке стихи Блока и произведение Игнатьева могут повлиять на формирование их собственных отношений, на ожидание ими этого воспетого многими поэтами чувства в своих сердцах.
Да, читая произведения русских и чувашских писателей и поэтов, можно научиться многому: красивым чувствам, умению сохранить их на долгие годы, умению видеть мир с его сложностями и разными перипетиями, формированию красоты отношений между юношами и девушками. Таков был итог урока, который сделали ученики, завершая разговор о теме любви.