Поэзия подвига. О военной лирике Константина Симонова.

70-летие со дня окончания Великой Отечественной войны в этом году совпадает со славным юбилеем поэта-фронтовика Константина Симонова. Уроки внеклассного чтения в 10 классе призваны познакомить учащихся с творчеством этого замечательного автора многих стихов о войне 1941-1945 годов.

        30 октября в 10 классе средней школы №11 им.И.А.Кабалина прошли Литературные чтения, где ребята познакомились с творчеством К.Симонова, читали его стихи, выступили с литературоведческим исследованием стихотворения «Жди меня». Факты биографии Симонова, связанные с периодом Великой Отечественной войны, тема его патриотических стихов дали десятиклассникам  возможность вспомнить и других  писателей, чье перо было посвящено войне: это Б.Васильев («В списках не значился», «А зори здесь тихие»), В.Быков («Сотников»), Б.Полевой («Повесть о настоящем человеке»).  Стихи К. Симонова, где так много важной для юного читателя информации, заставили ребят задуматься   о великой роли простого солдата в истории нашей страны, о той цене, которую заплатил советский народ, сражаясь на фронтах Великой Отечественной против фашизма.

       Исследовательская работа В.Андреевой и И.Степановой позволила такое знакомое и много раз читанное стихотворение «Жди меня» увидеть совсем по-новому. Докладчики рассказали о том, как идейный смысл произведения раскрывается с  помощью единиц разных языковых уровней. Ими были исследованы уровни фонетики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, что позволило сделать вывод о том, что и звуки, и лексический состав стихотворения, и части речи, используемые Симоновым в нем, и синтаксические конструкции подчинены единой цели – созданию своеобразного заклинания, просьбы о том, чтобы солдата любили, ждали во что бы то ни стало, что именно это поможет ему вернуться с полей войны. Таким образом, становится понятно, почему это стихотворение было практически у каждого бойца в кармане гимнастерки: оно давало силы, умножало ненависть к врагам, сохраняло любовь, которая спасала многих солдат во время боев.

       В заключение ребята получили задание - написать сочинение-рассуждение о патриотизме, используя материал урока и самостоятельно прочитав рассказ К.Симонова «Малышка».